Участники проекта: дети подготовительной группы «Ромашка» МБДОУ д/с «Ягодка», логопед, воспитатели, родители.
Место проведения: МБДОУ д/с «Ягодка» с.Александровское, Томской области.
Сроки реализации проекта: краткосрочный, познавательно-исследовательский проект сроком на 1 месяц (ноябрь 2012г).
Основополагающий вопрос:
Зачем нужны фразеологизмы в русской речи?
Объект исследования:
Фразеологизмы
Цели исследования:
Фразеологизмов в русской речи;
Развитие навыков;
Самостоятельного исследования проблемы;
Умение работать с другими источниками, с людьми;
Воспитание трудолюбия.
Задачи исследования:
Развивать творческие способности, речь;
Формировать навыки исследовательской деятельности;
Научить «самостоятельно» работать с различной литературой и словарями
(с родителями);
Методы:
Беседа с родителями;
Анкетирование;
Опрос воспитанников;
Занятия;
Выставка;
Праздник «Красивая речь».
Гипотеза:
Дети совместно с логопедом и воспитателями группы предположили, что фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной, красочной. В ходе реализации проекта, мы попробуем в этом убедиться.
Введение (актуальность):
Фразеологизмы в русском языке в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения - насколько они привычны и удобны. Можно произнести целую тираду, что-нибудь вроде « мы занимаемся бессмысленным и малоэффективным делом. Силы затрачиваем большие, а результат будет ничтожным. А можно обронить короткое - артель «Напрасный труд»,- и всем все станет понятно.
Впрочем, фразеологизмы бывают и длиннее. «Не видно ни зги» - это тоже самое, что темно. Однако, фразеологизм энергичнее, эмоциональнее, то есть, прибегая к нему человек помимо прочего, сообщает еще и о своем отношении к событию, предмету или собеседнику.
Фразеологизмы подразделяют на разные группы, которые характеризуют человека: его действия, его характер, его психологическое состояние.
По характеристике:
Характеризующие действие человека на основе его взаимоотношение и взаимосвязи с окружающей средой, коллективом:
1.Ходить стоять на задних лапах - «угодничать, прислуживаться»;
2.Мылит голову (кому) - «сильно бранить. Распекать кого-либо».
Характеризующие манеру речевого общения:
1.Точить лясы, балясы - «заниматься пустой болтовней»
2.Вертеть, крутить вола - «говорить, болтать ерунду».
Характеризующие отношения человека к работе и делу:
1.Засучить рукава - усердно, старательно, энергично, делать что –либо.
2.Бить баклуши – праздно проводить время, бездельничать.
Характеризующие психическое состояние человека, которое проявляется внешне, в его манере поведения:
1.Надувать губы - сердиться, обижаться, делая недовольное лицо.
2.Как осиновый лист дрожит, трясётся, обычно от волнения, страха.
О фразеологизмах можно говорить много. Теория фразеологизмов заложена была в начале ХХ века. В России эту теорию стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов.
Просмотрев информацию по классификации фразеологизмов можно выделить основные группы:
Фразеологизмы русского происхождения;
Заимствованные фразеологизмы.
Таким образом, узнав о фразеологизмах, которые существуют в русской речи, мы решили познакомить ребят с фразеологизмами на занятиях. Для этого, посовещавшись, мы спланировали свою работу следующим образом.
Планирование хода реализации проекта:
1. Опрос воспитанников. Знают ли они, что такое фразеологизмы?
2.Беседа с детьми и родителями. Что такое фразеологизмы?
3. Проведение цикла занятий «Крылатые выражения» логопеда и воспитателя группы.
4. Просмотр авторских презентаций.
5. Викторина «Самый-самый…».
6. Выставка-конкурс рисунков «Крылатые выражения».
7. Праздник «Красивая речь».
8. Отчёт о проделанной работе по проекту.
Дата проведения |
Мероприятие |
Ответственные |
01.11.12г |
Опрос воспитанников. |
Логопед, воспитатели группы. |
02.11.12г |
Анкета-опрос родителей. |
Логопед, воспитатели группы. |
05.11.12г |
Беседа с детьми «Что такое крылатые выражения». |
Логопед, воспитатели группы. |
07.11.12г |
Логопедическое занятие «Устойчивые выражения» с использованием ИКТ. |
Логопед. |
08.11.12г |
Познавательное занятие «Красивые, яркие и богатые выражения». |
Воспитатели. |
12.11.12г |
Занятие по изобразительной деятельности «Человек и животное». |
Воспитатели. |
13.11.12г |
Просмотр авторских презентаций «Крылатые выражения» (часть 1). |
Логопед. |
14.11.12г |
Выставка-конкурс художественных работ «Крылатые выражения». |
Воспитатели, логопед, родители, дети. |
16.11.12г |
Викторина «Самый-самый…» |
Логопед, воспитатели. |
19.11.12г |
Просмотр авторских презентаций «Крылатые выражения» (часть 2). |
Логопед. |
21.11.12г |
Просмотр авторских презентаций «Крылатые выражения» (часть 3). |
Логопед. |
26.11.12г |
Праздник «Красивая речь». |
Логопед, воспитатели |
28.11.12г |
Торжественное награждение победителей выставки-конкурса рисунков. |
Логопед, воспитатели |
30.11.12г |
Отчёт по проекту «Крылатые выражения» (презентация проекта). |
Логопед, воспитатели |
Вывод:
Подводя результаты исследования, мы пришли к выводу: что фразеологизмы широко употребляются в жизни, обогащают нашу речь, делают её яркой, эмоциональной, красочной.Устойчивые словосочетания называются фразеологизмами.
Литература
- Интернет.
- Словарь фразеологизмов. М , 1985 г.
- Т.В.Зуева Русский фольклор Издательство Просвещение, 2002 г.
Поделиться с друзьями: