an.margoCM82@mail.ru
Томская область, с. Александровское
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Ягодка" c.Александровское" Томская область.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

И. Тургенев  

01.02.2019
01.02.2019

 Автоматизируем звук Л.

Распечатай и играй!

 

Игра 

«Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Читаем  стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Раз в глубоком тёмном иле

Рыбку рыбаки ловили,

А к ним в сети угодил

Злой зелёный... (крокодил).

Панцирь крепкий, как гранит,

От врагов он защитит,

 И под ним не знает страха

Медлительная...  (черепаха).

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Это не волшебный сон!

Это африканский... (слон).

 

 

Игра «Чья, чей, чьи?»

Цели: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от

существительных).

Ход игры. Предложите  детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и жарких стран и просит

назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши  (чьи? какие?)  медвежьи,  хвост  (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога

(чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ...

 «Мерсибо»

Это целый сайт, посвящённый развивающим играм для детей от 2 до 10 лет. Каждая игра продумана до мелочей и позволит в непосредственной форме развить все психические процессы ребёнка, речь, навыки чтения, моторику, творческие способности.

У сайта удобная навигация и действует гибкая система скидок на подписку, а так же все игры можно приобрести на дисках и пользоваться в любое удобное время, даже в условиях отсутствия интернета.

 http://mersibo.ru

Игры детям

Мерсибо специалистам

Познавательно-исследовательский проект "Крылатые выражения"


Участники проекта:
дети подготовительной группы «Ромашка» МБДОУ д/с «Ягодка», логопед, воспитатели, родители.

Место проведения: МБДОУ д/с «Ягодка» с.Александровское, Томской области.

Сроки реализации проекта: краткосрочный, познавательно-исследовательский проект сроком на 1 месяц (ноябрь 2012г).

Основополагающий вопрос:
Зачем нужны фразеологизмы в русской речи?

Объект исследования:
Фразеологизмы

Цели исследования:
 Фразеологизмов в русской речи;
 Развитие навыков;
Самостоятельного исследования проблемы;
 Умение работать с другими источниками, с людьми;
Воспитание трудолюбия.

Задачи исследования:
Развивать творческие способности, речь;
Формировать навыки исследовательской деятельности;
Научить «самостоятельно» работать с различной литературой и словарями
(с родителями);


Методы:
Беседа с родителями;
Анкетирование;
Опрос воспитанников;

Занятия;
Выставка;
Праздник «Красивая речь».

Гипотеза:
Дети совместно с логопедом и воспитателями группы предположили, что фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной, красочной. В ходе реализации проекта, мы попробуем в этом убедиться.

Введение (актуальность):
Фразеологизмы в русском языке в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения - насколько они привычны и удобны. Можно произнести целую тираду, что-нибудь вроде « мы занимаемся бессмысленным и малоэффективным делом. Силы затрачиваем большие, а результат будет ничтожным. А можно обронить короткое - артель «Напрасный труд»,- и всем все станет понятно.
Впрочем, фразеологизмы бывают и длиннее. «Не видно ни зги» - это тоже самое, что темно. Однако, фразеологизм энергичнее, эмоциональнее, то есть, прибегая к нему человек помимо прочего, сообщает еще и о своем отношении к событию, предмету или собеседнику.
Фразеологизмы подразделяют на разные группы, которые характеризуют человека: его действия, его характер, его психологическое состояние.

По характеристике:
Характеризующие действие человека на основе его взаимоотношение и взаимосвязи с окружающей средой, коллективом:
1.Ходить стоять на задних лапах - «угодничать, прислуживаться»;
2.Мылит голову (кому) - «сильно бранить. Распекать кого-либо».

Характеризующие манеру речевого общения:
1.Точить лясы, балясы - «заниматься пустой болтовней»
2.Вертеть, крутить вола - «говорить, болтать ерунду».

Характеризующие отношения человека к работе и делу:
1.Засучить рукава - усердно, старательно, энергично, делать что –либо.
2.Бить баклуши – праздно проводить время, бездельничать.

Характеризующие психическое состояние человека, которое проявляется внешне, в его манере поведения:
1.Надувать губы - сердиться, обижаться, делая недовольное лицо.
2.Как осиновый лист дрожит, трясётся, обычно от волнения, страха.
О фразеологизмах можно говорить много. Теория фразеологизмов заложена была в начале ХХ века. В России эту теорию стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов.
Просмотрев информацию по классификации фразеологизмов можно выделить основные группы:
Фразеологизмы русского происхождения;
Заимствованные фразеологизмы.
Таким образом, узнав о фразеологизмах, которые существуют в русской речи, мы решили познакомить ребят с фразеологизмами на занятиях. Для этого, посовещавшись, мы спланировали свою работу следующим образом.


Планирование хода реализации проекта:
1. Опрос воспитанников. Знают ли они, что такое фразеологизмы?
2.Беседа с детьми и родителями. Что такое фразеологизмы?
3. Проведение цикла занятий «Крылатые выражения» логопеда и воспитателя группы.
4. Просмотр авторских презентаций.
5. Викторина «Самый-самый…».
6. Выставка-конкурс рисунков «Крылатые выражения».
7. Праздник «Красивая речь».
8. Отчёт о проделанной работе по проекту.

 

Дата проведения

Мероприятие

Ответственные

01.11.12г

Опрос воспитанников.

Логопед, воспитатели группы.

02.11.12г

Анкета-опрос родителей.

Логопед, воспитатели группы.

05.11.12г

Беседа с детьми «Что такое крылатые выражения».

Логопед, воспитатели группы.

07.11.12г

Логопедическое занятие «Устойчивые выражения» с использованием ИКТ.

Логопед.

08.11.12г

Познавательное занятие «Красивые, яркие и богатые выражения».

Воспитатели.

12.11.12г

Занятие по изобразительной деятельности «Человек и животное».

Воспитатели.

13.11.12г

Просмотр авторских презентаций «Крылатые выражения» (часть 1).

Логопед.

14.11.12г

Выставка-конкурс художественных работ «Крылатые выражения».

Воспитатели, логопед, родители, дети.

16.11.12г

Викторина «Самый-самый…»

Логопед, воспитатели.

19.11.12г

Просмотр авторских презентаций «Крылатые выражения» (часть 2).

Логопед.

21.11.12г

Просмотр авторских презентаций «Крылатые выражения» (часть 3).

Логопед.

26.11.12г

Праздник «Красивая речь».

Логопед, воспитатели

28.11.12г

Торжественное награждение победителей выставки-конкурса рисунков.

Логопед, воспитатели

30.11.12г

Отчёт по проекту «Крылатые выражения» (презентация проекта).

Логопед, воспитатели

 

Вывод:

Подводя результаты исследования, мы пришли к выводу: что фразеологизмы   широко употребляются в жизни, обогащают нашу речь, делают её яркой, эмоциональной, красочной.Устойчивые словосочетания называются фразеологизмами.

 

Литература

  1. Интернет.
  2. Словарь фразеологизмов. М , 1985 г.
  3. Т.В.Зуева Русский фольклор Издательство Просвещение, 2002 г.