Направленность: логопедический проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: логопедический информационно-практический проект.
Цель проекта:
• повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
• обучение родителей основным артикуляционным гимнастикам, особенностям при их выполнении;
• ознакомление родителей с методиками и приёмами работы логопеда МБДОУ д/с «Ягодка».
Участники: логопед, родители, дети старшей группы «Солнышко» (зачисленные на логопункт), воспитатели группы.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка»
с. Александровское»
Сроки реализации: сентябрь - октябрь.
Задачи:
1. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с родителями и детьми, согласовать с родителями логопедическое воздействие на ребенка.
2. Разработать и апробировать систему консультаций для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
3. Создать логопедическую копилку для родителей «Наш домашний логопед» (консультации, буклеты, рекомендации).
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между:
• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;
Исходя из вышеизложенного, вижу актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
В ходе логопедической работы необходимо:
• помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
• разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа;
• подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях в домашних условиях.
Ожидаемые результаты:
1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.
2. Родители самостоятельно используют материалы из копилки «Наш домашний логопед».
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно –логопедический процесс, разработанный план работы логопеда, методические пособия для домашнего использования родителями – копилка «Наш домашний логопед», диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
• 1 этап – подготовительный (информационно – аналитический) - сентябрь.
• 2 этап – основной (практический) – октябрь.
• 3 этап – заключительный (контрольно – диагностический) – конец октября.
План мероприятий
Месяц |
Дата |
Намеченное мероприятие |
Ответственные |
Сентябрь |
01.09.13-15.09.13г |
Диагностика речевого развития детей. Заполнение речевых карт. Составление индивидуального планирования работы логопеда с детьми. Оформление логопедических тетрадей. |
логопед |
15.09.13г |
Анкета для родителей «Будем знакомы», «Беспокоит ли Вас состояние речи Вашего ребенка?». |
логопед |
|
15.09.13г-30.09.13г |
Индивидуальное консультирование родителей. Ознакомление с результатами речевого обследования ребёнка, ознакомление с планом работы логопеда, индивидуальные рекомендации. |
логопед |
|
30.09.13г
30.09.13г |
Выступление на родительском собрании по теме «»
Информационные листы «Оцените речевое развитие Вашего ребёнка»
|
логопед
логопед |
|
Октябрь |
07.10.13г |
Оформление логопедической копилки для родителей «Наш домашний логопед» |
логопед |
08.10.13г |
Стенд «Роль родителей в развитии речи детей», «Артикуляционная гимнастика» |
логопед |
|
11.10.13г |
Мастер-класс для родителей «Основы артикуляционной гимнастики» (1 подгруппа) |
логопед, родители |
|
18.10.13г |
Мастер-класс для родителей «Основы артикуляционной гимнастики» (2 подгруппа) |
логопед, родители |
|
21.10.13г |
Выставка рисунков на тему «Мои логопедические занятия» |
родители, дети, логопед |
|
21.10.13-30.10.13г |
Индивидуальное консультирование родителей. Ознакомление с успехами и трудностями детей. Индивидуальные рекомендации. |
логопед |
|
31.10.13г |
Контрольная диагностика родителей по результатам работы по проекту ( Викторина «Наш домашний логопед»). |
логопед, родители |
Список литературы:
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. - М.: 1993.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М.: 1991.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.- М.: 1991.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: 1985.
- Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. - М.: 1979.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: 1989.
- Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М. 1998
- Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. – Санкт-Петербург: Каро, 2006. - 256 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой).
- «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» (автор Н.В. Нищева)
- Ткаченко Т. А., « Если дошкольник плохо говорит» , 1998
- Ткаченко Т. А., « В первый класс без дефектов речи», 1999
- Пожиленко Е. А., «Волшебный мир звуков»
- Арефьева Л.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.» Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Крупенчук О.И. « Научите меня говорить правильно».
Поделиться с друзьями: